Выделка настоящего сафьяна
Предварительные работы. Сырые кожи (парные,
мороженые и мокросоленые) хорошо промывают в воде или в промывных барабанах,
тщательно мездрят на колодах острым мездряком, еще раз промывают в воде пускают
в золение для сгонки волоса. Сухие кожи (сушье) нужно предварительно размочить.
Обыкновенно шкуры размачиваются в отмоке, т. е. в старой гнилой воде; но
козловые кожи вследствие их сальности так не размачивают. На лучших заводах
Франции, Англии и Германии для них принято делать отмоку вроде обыкновенного
киселя, для чего берется от 600 до
Известковое золение. К известковому молоку, из
Жидкость в чане перемешивается, и в нее скидываются
кожи в порядке, шерстью вверх. На другой день их выбирают на лабаз, дают
обтечь, снова скидывают в тот же зольник, на третий день снова выбирают на
лабаз, прибавляют в зольник
Кисель. От 1,5 до
Удаление извести сахаром. Когда еще не были открыты анилиновые, эозиновые и
т. п. краски и для окрашивания пользовались растительными пигментами,
необходимо было после золения вполне удалять известь из пор кожи, и для этого
вместо хлебного киселя употребляли или медовый сироп в смеси с поваренной
солью, или сахарный; последний, впрочем, применяется и до сих пор на многих
европейских сафьянных заводах. Применение сахара в данном случае основано на
способности его давать с известью растворимые сахараты; образующийся таким
образом раствор известкового сахарата можно при нагревании разложить
углекислотой, причем известь в виде мела осаждается, а регенерированный раствор
может снова идти в дело по прибавке к нему нового небольшого количества сахара.
После бучения необходимо с лица подбрить острыми
бритвами или хорошо отточенными косами мелкий волос (козий пух, подсед), причем
рабочий время от времени рассматривает лицевую сторону кожи против света и
повторяет подбривку до полного удаления пуха. Оставшийся по небрежности на лице
пух придает сафьяну по выдубке некрасивый вид, и кожи с этим недостатком идут в
брак. Можно удалять мелкий волос и с кож, Уже выдубленных, но это гораздо
затруднительнее, чем подбривка до дубления, и не всегда достигает цели.
Дубление в соках. Окраска кож по старым способам растительными
пигментами до дубления (в нежные и яркие цвета) требовала таких дубильных
материалов, которые не оказывали бы вредного действия на цвет. Для этого
употреблялись чернильные орешки и сумах; первых, однако, по их дороговизне,
избегали, и дубление ими производилось довольно редко. Для этого из
измельченных в дезинтеграторе орешков в количестве
Дубление в кошелях. Этот старинный способ и доныне применяется еще не
только в Европе, но и в Америке, в которой черный сафьян исключительно
готовится из русского и китайского козлового сырья. В Америке кожи, после
предварительной залички в слабых соках, складываются по длине вдвое, бахтармою
внутрь, и сшиваются по краям суровою, крепкою ниткою, причем в передних лапах
оставляется незашитое отверстие, через которое насыпается дубильный материал и
наливается сок. Кошели с дубильным материалом переносятся к ларю и наполняются
соком определенной крепости, для чего отверстия в передних лапах надеваются на
медные трубки, проходящие через стенки деревянного ларя, и крепко
перевязываются бечевкой. Затем открываются краны у трубок, и кошели моментально
наполняются соком. При этом находящийся в кошелях дубильный материал
экстрагируется соком под небольшим давлением, и полученный крепкий экстракт
действует на кожи, избыток же жидкости стекает в стоящее под трубками корыто.
Дубление оканчивается в 24 часа при сумахе, в 20 часов при чернильных орешках и
в 3 или 4 дня при дубовой коре и других материалах. Этот способ имеет то
преимущество, что при простоте аппарата он требует небольшого числа рабочих и
допускает более правильное регулирование действия соков.
Без аппарата сшитые кошели должны наполняться соком
самими рабочими, и успех дубления зависит от аккуратности, прилежания и
добросовестности рабочих, приставленных к наливу, так как числом наливов
обусловливается скорая или медленная продубка кож. По выдубке распоротые кожи
располаскиваются в отстойном соке, укладывают в стопу, лицом кверху, и в таком
виде дают им пролежать дня 2. После этого они идут в двоильную машину и
разрезаются по толщине надвое.
Окрашивание. После раздвоения заготовляются красильные ванны из
анилиновых красок. Окраска сафьяна производится при температуре 60 или 48°.
Первая ванна делается слабая, при вторичной же окраске раствор делают крепче,
прибавляя к первой ванне крепкий раствор краски в горячей воде. Во второй ванне
кожи полощутся до получения требуемого колера. После этого красильщик передает
окрашенную кожу другому рабочему, расстилающему ее на столе, на который
положено для гладкости толстое зеркальное стекло, мраморная гладкая плита, или
толстый цинковый лист; кожа платируется на столе медным платрейзеном с лица и
затем партия приготовленных таким образом кож переносится зимой в теплую
сушилку или летом в холодные сушила на воздухе, обязательно в тени. Анилиновыми
красками можно окрашивать и не в ваннах, при помощи губок или щеток. Окрашивание
в ваннах, однако, предпочтительнее.
Сушка и отделка. Сушить в искусственных сушилах необходимо при
температуре 25 - 27°, лучше всего с механической вентиляцией.
Отделка начинается с легком отволаживания кож, затем
они распушиваются на острых обеляках и обрызгиваются посредством пульверизатора
конопляным или льняным маслом, после чего платируется лицо, поднимается мерея и
кожи лощатся на лощильной машине; после первого лощения лоск скатывается
пробковой доской, кожи еще раз лощатся на машине, и после вторичного лощения в
случае надобности несколько поднимается мерея.
Заграничная отделка. Окрашенный и высушенный сафьян по бахтарме
чистится шлихтом, для чего кожа зажимается одним концом в винте, прикрепленном
к стене; она мягчится и растягивается без вреда для лицевой стороны, как это
зачастую бывает на русских беляках. Если бахтарма требуется гладкая, то после
шлихта и прокатки пробковою доскою сафьянные кожи идут в стружку при помощи
круглого струга. Остальные манипуляции отделки и лощения остаются без изменения.