Перчаточная лайка


Сырье. Сырьем для лайки служат шкурки молодых и непременно молочных (сосунков) козлят, барашков и жеребят, затем шкуры собак и в редких случаях кроликов, крыс и кошек. При этом непременно нужно наблюдать, чтобы козлиные и барашковые шкурки не были тонкорунных пород, так как чем грубее шерсть животного, тем шкура его имеет более преимуществ при выделке лайки. Шкуры тонкошерстных животных тонки, ноздреваты (дряблы), не имеют надлежащей крепости, и лицо, которое в лайке весьма ценится, вообще у шкур этой категории непрочно. Примером этого могут служить шкуры ангорских коз и мериносовых овец.

Если вообще в кожевенном деле сырье играет важную роль, то в лайковом производстве на него следует обращать особое внимание, так как из более или менее недоброкачественного материала невозможно выработать порядочного продукта. На этом основании следует по мере возможности стараться приобретать сырье из известных мест, которые вполне гарантировали бы требуемые условия по уходу, кормлению и содержанию животных; от продавцов сырья и скотоводов необходимо требовать, чтобы шкуры для лайки снимались только с таких животных, которые питались исключительно молоком, так как незначительная прибавка к пище травы, воды, хлеба и т. д. быстро изменяет характер шкуры и лишает ее необходимых для лайки лучшего качества свойств. Кроме того, время молочного кормления под маткою должно быть не менее 6 недель, и чем оно дольше, тем шкуры лучше. Шкурки хотя бы и с очень небольшими рогами не могут идти на выделку лайки, потому что это служит явным признаком того, что животное уже познакомилось с травой или другой грубой пищей и перешло во вторую степень развития. Шкуры выпоротков, выкидышей и т. д., хотя и перерабатываются на лайку, дают товар низкого сорта, тонкий и тухлый. Наконец, как и в других отраслях кожевенного производства, шкурки должны быть без подрезей, прорезей и т. д.

При сушке сырых шкур не следует их сильно вытягивать, так же, как не следует оставлять без внимания и больших складок, в которых очень легко может развиться гниение.

По виду шкурка должна быть гладкая, чистая, не особенно жесткая, с бахтармы блестящая и почти прозрачная. По величине шкурка, идущая на лайку, как козловая, так и баранья, должна иметь приблизительно около 35 см в ширину и 53 см в длину. Конечно, если размер будет и больше, браковать не следует, так как все-таки главное внимание нужно обращать на то, чтобы шкурка была "молочная", - "сосунковая".

Материалы. Вода для лайкового производства должна быть безусловно мягкая, так как от этого зависит успешность работы. Далее требуются: гашеная известь, пшеничные отруби (межситка), квасцы литрованные, не содержащие железа, или римские, обыкновенная поваренная соль, свежие яичные желтки, крупчатая мука 1-го сорта и даже выше, сернистый мышьяк и сернистый натрий.

Предварительные работы. Первая операция заключается в размачивании сухих кож, для чего их обыкновенно кладут в чан с водою, через сутки выбирают, дают обтечь и снова кладут в воду. На следующий день их опять выбирают и, если они достаточно размокли, приступают к мездрению. После мездрения кожи снова скидывают в воду и держат в ней до окончания размочки, которая может быть ускорена обработкой в валке-машине или промывных барабанах.

Золение. В круглый чан или квадратный ларь наливают воды до трех четвертей вместимости его; затем в особой кадочке распускают негашеную известь в количестве 100 г на кожу (на 1000 штук - 80 кг извести), и 600 г на пуд извести сернистого мышьяка. Когда известь погасится, кадочку доливают водой и полученную жидкую кашицу выливают в чан с заготовленною водою. Вместо того чтобы гасить известь (с примесью сернистого мышьяка) в особом чанке, можно ее положить кучкою на доски, над зольным чаном, и здесь погасить водою; когда известь превратится в порошок, смесь сбрасывают с досок в зольный чан. Можно также прямо положить известь в чан, но в таком случае это следует делать по крайней мере за сутки до золки, иначе легко может случиться, что известь не вся прореагирует с водой и оставшаяся часть ее будет гаситься, когда кожи будут уже в чану, причем лежащие около подобных частиц шкурки легко могут быть сожжены.

По приготовлении зольника омездренные и тщательно промытые кожи складывают в порядке около чана лицевой стороною вверх, жидкость в чане перемешивают и скидывают в нее кожи в порядке, стараясь, чтобы они ложились лицом кверху. Один рабочий при этом скидывает кожи, а другой угружает их на дно чана. Если зольный чан впущен в пол, его по скидании кож следует закрыть; если он над полом и без крышки, можно оставить его и непокрытым.

На следующий день кожи выбирают из зольника и, если известковый раствор свежий (т. е. если кожи золятся в нем в 1-й раз), прибавляют первоначальное количество извести. Через сутки кожи выбирают во второй раз, жидкость взбалтывают и кожи снова скидывают в таком же порядке без прибавления извести. На 4-й день кожи нужно снова вынуть, в жидкость прибавить 80 кг извести и скидать кожи обратно в чан. На пятый день кожи выбираются без прибавки извести. На 6-й день по выборке кож прибавляют 80 кг извести. На 7-й день кожи вынимают и приступают к сбивке волоса (шерсти) обыкновенным способом, тупиками на колодах, причем нужно строго следить за тем, чтобы тупиком не портилось (не царапалось и не сбивалось) лицо; для этого на колоду кладется по несколько кож, чтобы под тупиком на колоде было мягко, или же можно на колоду положить сена и обшить ее холстом.

После сбивки волоса жидкость в зольном чану снова перемешивают и обратно скидывают в нее кожи для подзолки (обжора) на 2 дня, после чего они поступают в промывку.

Для сокращения золения можно пользоваться механическим перемешиванием, хотя и в этом случае вынимание кож из бочки или чана, от трех до четырех раз в продолжение всего процесса золения, также необходимо.

При механическом золении употребляются качающиеся бочки (рис. 34) и бочки с филенчатым барабаном.

На русских лайковых заводах золят шадриком и обжор дают сальный, отчего товар получается хотя и мягкий и тягучий, но непрочный.


Рисунок 34.

Качающаяся бочка

 

Промывка и мягчение. После обжора кожи нужно тщательно рассортировать: а) на кожи мягкие, без всяких лицевых недостатков, б) кожи мягкие с поврежденным лицом идущие на замшу или дубленый товар, в) кожи жесткие, которые ни при каких условиях не дают мягкой лайки и идут на так называемую жесткую лайку, для разного рода подклейки и подкладки в башмаках, сапогах, подтяжках и т. п.

Рассортировав кожи таким образом, их промывают в воде, ручным полосканием или в промывных барабанах и вальке-машине.

После 1-й промывки кожи следует омездрить с бахтармы, подчистить все неровности стругом или подходкою и обрезать башки, лапки, ушки, соски и грязные мысочки или так называемые оконечности кожи.

После подобной разделки кожи скидывают в большой чан с водою, в котором держат их от одного до двух дней, после чего приступают к мягчению.

Вынутые из воды кожи кладутся в полубочки и толкутся в теплой воде (около 20°К.) толкачами или топчутся ногами; обе эти операции можно заменить промывкой в барабанах. Обыкновенно кожи таким образом топчут три раза по получасу, заменяя каждый раз грязную воду чистой. Размягченные кожи складываются в чан с чистой водой не менее чем на 10 часов и затем поступают в глажение или в "фасоны".

Первый раз фасонить кожи следует по лицу на колодах; для этого на колоду кладут 10-15 кож и аспидною доскою выдавливают проникшие при золении в поры кож известь и грязь. Если под рукою нет сланца, можно заменить его бритвой, тупиком или каким-нибудь другим подобным инструментом. Проглаживать следует сначала вдоль кожи от шиворота (головы) к хвосту; потом, повернув кожу направо, нужно гладить поперек до того места, с которого начиналось глажение, затем в противоположную сторону и таким образом пройти всю кожу кругом, вдоль и поперек. Проглаженные кожи тотчас же сбрасываются в воду, через несколько времени топчутся или промываются в барабане и опять скидываются на два часа в воду. После этого снова их фасонят, но только не с лица, а с бахтармы, стараясь выдавливать содержимое из кожи с большою силой, что по лицу делать опасно, так как можно его содрать или как-либо иначе попортить; на бахтарме же, если кожи достаточно тягучи, ничего подобного случиться не может. Все эти операции в указанном порядке повторяют не менее 5 раз, строго наблюдая, чтобы проглаживание совершалось поочередно по лицу и по бахтарме.

После пятого фасона иногда на кожах обнаруживаются пятна, известные в лайковом деле под названием "теней". Появление их приписывают слишком продолжительному, по неосторожности, действию воздуха на кожи во время мягчения.

Фасонить кончают, когда в порах кож не содержится уже более посторонних веществ, самые же кожи делаются тягучи и тонки, как писчая бумага, и приобретают способность, будучи брошены в чистую воду, всплывать и надуваться. Иногда, особенно при более крупных кожах, пяти фасонов для этом недостаточно и приходится давать еще несколько фасонов, до тех пор, пока кожи не получат указанных свойств.

Кисель. На некоторых заграничных заводах, имеющих под рукою чрезвычайно мягкую воду, уменьшают число фасонов и взамен этого кладут кожи два раза в кисель; другие же, доводя кожи в фасонах до готовности, довольствуются одним киселем.

Если вода, имеющаяся в распоряжении лайкового завода, не очень мягка, то прежде чем класть кожи в кисель, полезно их обработать слабой шакшой из собачьего или птичьего помета, при температуре не выше 25°R, при вращении в бочках или ваннах - 2-3 часа, или без вращения от 7 до 10 часов. По вынутии из шакши нужно кожи тщательно прополоскать в чистой воде и, подбрив лицо, скидать в кисель.

Кисель для лайки приготовляется из лучших пшеничных отрубей. Отруби другого хлеба не годятся, потому что производят пятна, муки же брать нельзя, так как она оказывает слишком сильное действие и кожи вместо слабого размягчения могут сделаться толстыми (нажраться). Пшеничные отруби следует предварительно заморить в воде и употреблять вполне очищенные. При замачивании отрубей посторонние вещества, находящиеся в них, всплывают наверх, чистые же отруби оседают на дне. Для лучшей очистки отруби можно положить в воду накануне их употребления.

Для киселя нужно взять отрубей, смотря по роду кож, от двух до десяти золотников на кожу. Отруби заливают в кисельном чане водою, с температурой не выше 30° и не ниже 25°R. Жидкость взбалтывают, скидывают в нее кожи и чан плотно закрывают крышкою (температура воздуха не должна быть ниже 15°R). По прошествии часа или двух кожи перемешивают, не вынимая из чана.

Помешивание можно производить сразу несколькими веслами или мешалкою.

Один рабочий берет мешалку за ручку и становится около чана, двое или трое других рабочих помещаются с противоположной стороны чана и берут в руки веревки: первый направляет мешалку, погружая ее как можно глубже в чан с кожами, остальные в это время подергивают за веревки и тянут мешалку к себе, учащая постепенно подергивание, при этом кожи хорошо перемешиваются, верхние переходят вниз, а нижние наверх.

После двух или трех перемешиваний кож в киселе нужно следить за тем, когда кожи и часть отрубей поднимутся, как говорится, шапкой. Это указывает на то, что в киселе началось брожение и хлебник вскис.

Излишнее пребывание кож в хлебнике опасно в силу того, что они могут подвергнуться различного рода порче, а именно, могут сделаться безличны, получить отдушистое лицо или наконец подвергнуться полному разложению, при котором на коже во многих местах появляются даже дыры.

Признак готовности кож из киселя состоит в том, что они становятся мягки, скользки и тягучи; наложенный на лицевую сторону палец углубляется в нее и дает не заплывающий отпечаток; рука по коже скользит, не ощущая никакой шероховатости или задержки. Напротив, если рука будет чувствовать на лице задержку и шероховатость, то не вся еще известь выделена из кожи.

Когда таким образом кожи готовы, их следует выбрать из чана и подбрить на колодах бритвами с лица и омездрить с бахтармы, для удаления приставших к коже отрубей и очистки лица от остатков мелкого волоса (подседа).

Квасцевание, или белое лайковое дубление. Немного спустя после скидывания кож в кисель следует приступить к приготовлению квасцов, для чего берется:

1) Пшеничной муки (крупчатки) высшего сорта не менее 45 г на каждую кожу.

2) Свежих куриных яичных желтков от 3 до 5 штук на кожу.

3) Жира тюленьего (ворвани), или лучше деревянного масла от 1 до 2 г на кожу, или такое же количество конского сала.

4) Квасцов чистых, не содержащих железа, не свыше 8 золотников.

5) Поваренной соли не более четырех золотников на кожу.

Можно, кроме того, прибавить немного синьки для получения приятного синеватого оттенка.

Квасцы и соль растворяются в горячей воде; мука, яичные желтки, растопленное конское сало или оливковое масло, а в крайнем случае ворвань тщательно смешиваются, и при постоянном помешивании прибавляется теплый раствор квасцов и соли до образования вольно густой кашицы. Все количество квасцов и соли это не израсходуется, оставшийся же раствор их потребуется впоследствии.

Механическое дубление. Приготовленную таким образом квасцово-дубильную жидкость вливают в бочки вроде промывных барабанов, но только без отверстий я притока воды. Величина их зависит от размеров производства. Перелив кашицу в бочки, в нее скидывают приготовленные к квасцеванию кожи, закрывают загрузное отверстие и вращают в продолжение 2 часов. По прошествии этого времени кашица должна вся впитаться в кожи, а потому для дальнейшей их обработки в барабан вливается оставшийся раствор квасцов с солью и аппарат снова приводится во вращение на один или на два часа. Кожи считаются готовыми и процесс дубления оконченным по следующему признаку: часть кожи довольно сильно растягивают руками, и при этом пальцем с силой проводят по бахтарме, отчего в случае готовности кож на лице остается след в виде белой блестящей и сухой полосы. Если после 4-часовой обработки кож в барабане след от пальца сероватый, кожи еще не готовы и нужно продолжать вращение барабана, в случае недостатка в нем жидкости прибавляется некоторое количество раствора квасцов с солью.

Простой способ дубления. Приготовленное дубло при этом способе разделяется на несколько частей. Отфасоненные в последний раз после киселя кожи кладутся в дубло в таком количестве, чтобы квасцевальная жидкость вполне их покрыла, и мнутся в дубле кулаками или чисто вымытыми ногами в продолжение первого Дня непрерывно. Так как первый раз кожи кладутся в квасы врасстил, то на другой день их следует вынуть, дать им обтечь над чаном или той посудой, в которой они квасцуются, и снова сложить, но только не врасстил, а пополам, лицо с лицом, бахтармою вверх. Кожи, Уложенные в дубло таким образом, нужно изредка переворачивать для того, чтобы они ровнее пропитываюсь жидкостью; через некоторое время, когда в чанке останется лишь самое незначительное количество мутной жидкости, вливают оставшийся раствор квасцов с солью и продолжают дубление до полной готовности, которая узнается, как описано выше, при дублении в барабанах.

После дубления кожи получают гибкость и мягкость и увеличиваются в объеме вследствие того, что квасцы, действуя на волокна кожи, при высушке не дают им склеиваться. Из других материалов, входящих в состав дубильной жидкости, мука, разбучивая и размягчая при брожении волокна и лицевую сторону кожи, придает ей мягкость и белизну; желтки яиц, вследствие содержания жира, влияют главным образом на мягкость и тягучесть кожи. В такой же степени необходим и жир, избыток которого образует масляную кислоту. Квасцы, отлагая на волокнах кожи сернокислый глинозем, дубят ее, соль же, притягивая влажность атмосферного воздуха, придает кожам значительную степень нежности и мягкости.

Сушение. Проквасцованные кожи высушиваются летом в тени на открытом воздухе и зимою в теплой комнате. Кожи вынимаются перегнутыми вдвое, как они были положены в квасцы - лицо с лицом, - и развешиваются, лучше всего на веревках. Приставшие в виде теста квасцы споласкивать с них не нужно и точно также не следует при развешивании растягивать или выжимать кожи, чтобы не лишить их дубла. От неосторожного развешивания и выжимания впоследствии получаются недостатки, которые становятся заметными только тогда, когда кожи поступают в краску, так как на выжатые места краска ложится с трудом и чрезвычайно неровно, и, наконец, по отделке эти места становятся тонкими и жесткими.

Если кожи по просушке будут казаться стекловидными, то это явный признак того, что они не оквасцованы: такие кожи следует снова размочить и положить в квасцы, иначе они будут жестки, как пергамент, и на лайку не годятся. Скорая сушка в сухом месте или в сухую погоду много способствует достижению требуемой белизны кожи. От замедления же сушки, особенно при сырой погоде, кожи рыжеют и на частях лица, выставленных на воздух, нередко сдирается верхняя кожица вследствие образования большого и толстого слоя квасцов и соли.

Высушенные кожи тщательно снимаются с веревок и кладутся в сухое помещение в пачках по 50 штук. По ВИДУ они похожи на вывешенные зимою замерзшие полотенца, тверды и кажутся облитыми засохшим тестом.

Отделка. Дальнейшая обработка лайки состоит в мятье ногами и в растягивании на разбильнике (полисоне, беляке).

Отделывать готовые кожи нужно не ранее того, как потребуется пустить их в продажу, так как отделанная лайка скоро черствеет, грубеет, а белая желтеет; при лежании же сухих кож приставшие квасцы с течением времени все более и более входят в поры кож, от чего они, конечно, во многих отношениях улучшаются.

Для отделки кожи по 5 - 6 штук складываются одна на другую, перегибаются втрое и мнутся босыми ногами на чистом полу как можно сильнее. Иногда перед мятьем необходимо кожи несколько отволожить, т. е. спрыснуть слегка водою. Мятье можно производить и руками.

Когда кожи хорошо разомнутся и тесто от них отстанет, их тотчас же следует вытянуть на разбильнике и после того на беляке шлихтом или круглым стругом.

Разбильник, или полисон (рис. 35) состоит из деревянной подставки из обыкновенной доски толщиной 2 см, длиной в 1 м и укрепленной на ней доски (в 53 см длины и 22-26 см ширины), на верхнюю часть которой наложен полукруглый стальной хорошо отточенный заступ. Беляк отличается от разбильника тем, что имеет два стояка с железными, более тупыми заступами.


Рисунок 35.

Разбильник

 

На разбильнике кожи вытягивают таким образом, что в одну руку берут один конец кожи (от головы), в другую другой (от хвоста или огузка) и протягивают ее несколько раз по бахтарме через полисон вдоль и поперек: на башку, на бока, на спину, на лапы, на хвост и т. д., одним словом, по всем направлениям, до тех пор, пока кожа не сделается равномерно белою и мягкою, не очистится со стороны мездры и не будет распушена, как струганая.

Вытянув кожи на полисоне до требуемой мягкости, их развешивают на веревки или просто раскладывают на чистом полу кучками одна подле другой и дают им просохнуть, после чего их проходят шлихтом и вычищают бахтарму круглым стругом или бланширом.

Недостатки лайки. Свежая, недавно отделанная лайка отличается особым острым специфическим, скорняжным запахом, который, впрочем, в кожах, хорошо вылежавшихся, делается едва заметным. По этому признаку можно всегда с уверенностью отличить свежую лайку от старой и вылежавшейся.

Кожи, выделанные на лайку, имеют весьма часто различные недостатки, зависящие от неосторожности мастера, от спешности работы или от других причин, которые мы здесь и постараемся разобрать.

Все недостатки, встречающиеся в продажной лайке, можно разделить на 3 категории: 1) недостатки природные, 2) недостатки от дурного сырья и способа его сбережения и 3) недостатки, зависящие непосредственно от выделки.

1) Природные недостатки.

а) Коросты, парши и т. д. встречаются на шкурах тех животных, которые пользовались худым уходом и кормом, влияющими на развитие худосочия, а вместе с ним и целого ряда накожных болезней. Шкуры с такими недостатками совершенно негодны для выделки лайки.

б) Оспа оставляет резкие следы на кожах в виде свищей или дырочек. Хотя вред, причиняемый этой болезнью, и не столь значителен, но все же кожи со свищами не могут с выгодой перерабатываться на лайку.

в) Кожи сухолицые и жесткие, получаемые с палых и больных животных, при всем старании нельзя сделать мягкими и тягучими.

2) Недостатки от плохого сбережения сырья.

а) Главный недостаток этого рода - молеедина. Моль заводится при сохранении сырья в сырых местах и хотя, по-видимому, она подбивает одну шерсть, но на самом деле она этим не ограничивается и портит лицо кожи. Для предохранения от моли необходимо кожи держать в более сухом месте, часто перебирать, проветривать, выколачивать и спрыскивать 10%-м раствором карболовой кислоты.

б) Дыры на коже, кроме прорезей при съемке, происходят часто от подмочки. Попадающая на кожи вода при недосмотре сначала размачивает известное место кожи, затем может произвести полное разложение части кожи. Места, смоченные таким образом, хотя по высушке почти незаметны, при обработке вываливаются.

в) Кровяные пятна и подтеки с трудом выводятся при выделке и часто, оставаясь без изменения, делают кожи негодными ни для белой, ни для цветной лайки.

г) Кожи слабые, ноздреватые, в которых лицо весьма слабо соединено с мездрой, бывают только ягнячьи и бараньи, с больных животных или из стад, пасущихся на сырых и болотистых местах.

3) Недостатки от выделки кож.

а) Неэластичные кожи при чистом и хорошем лице обладают даже известной прочностью. Неэластичность их большею частью происходит от недостатка фасонов неудовлетворительной выдержки в квасцах или киселе, а иногда и от обеих причин вместе. Такие кожи, будучи размочены и потом окрашены, могут быть исправлены и сделаются довольно мягкими и эластичными.

б) Кожи отдушистые. Было уже сказано, что кожи в киселе от действия слабых кислот брожения и пр. раздуваются, волокна их разбухают и теряют контуры; чаще всего это обуславливается тем, что газам, развивающимся при брожении киселя, вошедшего в поры кожи, нет выхода со стороны лица, вследствие плотности его, и потому они распространяются по кожному слою в виде пузырей до тех пор, пока не найдут искомого выхода. В результате получаются отдушистые кожи, в которых лицо в некоторых местах отделено от бахтармы. Исправить этот недостаток невозможно.

в) Пятна от отрубей. Если отруби перед приготовлением киселя тщательно не промыты и по вынутии кож из него не удалены фасонированием и промывкой, кожи бывают усеяны множеством небольших пятнышек рыжеватого цвета, происходящих, вероятно, от частиц железа, попадающего в отруби с жерновов, насекаемых железными зубилами. Эти пятнышки незаметны в натуральном белом состоянии лайки, но когда лайка для мятья и проч. смачивается водой, то на ней, в особенности против света, ясно выступают пятнышки. Кожи с этим недостатком исправляются окраской в темные цвета.

г) Тени. Появление на кожах теней обусловливается неравномерным золением. Во избежание этого недостатка советуем во время золения перебирать кожи в зольниках как можно чаще.

л) Белые поперечные пятна. Если рабочий, развешивая для сушения кожи, вынутые из квасцов, будет вытягивать их в длину для того, чтобы они удобнее размещались на веревках, кожи лишаются местами квасцового раствора, которым они были пропитаны, и вследствие того на них появляются полосы, нередко проходящие по всей длине кожи.